Симбик думал, что Волшебная Книга может дать ответы на любые вопросы, даже самые заковыристые. Но однажды ему пришлось убедиться, что это не совсем так... Как-то раз сидел он в парке на скамеечке, Книгу листал. Мимо проходила Маша Колобкова и обратилась к нему с просьбой:
- Симбик, я вот знаю, как зовут моего папу, дедушку, прадедушку… Как звали моего прапрадедушку, я тоже знаю. А ведь у него тоже был прадедушка… А у того - тоже. А вот как звали дедушку всех моих дедушек, который жил лет пятьсот назад? Может быть, у тебя в Волшебной Книге написано?
Симбик тут же распахнул Книгу, но она стремительно начала расти в толщину, а потом из неё во все стороны полезли новые страницы, на которых мелким красивым шрифтом было выведено бессчётное множество имён.
- Ой, сколько их! - Маша едва смогла выбраться из-под вороха бумаг, в который превратилась Волшебная книга. - Даже и не сосчитать!
Она начала собирать листы, пытаясь уложить их аккуратной стопкой, но их становилось всё больше и больше. Ей на помощь бросились одноклассницы - Силиса, Талина, и Алсу. Им, конечно, сразу же захотелось узнать, что это за бумаги, и что в них написано. А когда Маша им всё рассказала, они тоже захотели узнать имена своих давних предков.
Симбик с тоской посмотрел на высоченную стопку листов, представил себе, что рядом вырастет ещё три таких же бумажных башни, и решил, что лучше один раз увидеть всё, что надо, чем всё это перечитывать. Машина Времени тут же появилась прямо из-за куста и, урча мотором, распахнула дверцу.
Девочки тут же уселись на заднее сидение - что-что, а прокатиться все любят. Симбик успел только попросить Машину сделаться невидимой, чтобы скрыть пассажирок от посторонних глаз.
Мгновенно вокруг сгустилась темнота, потянуло прохладным ветром, а из-за густых зарослей донёслись плеск воды и негромкие голоса. Девчонки притихли, а Симбик прислушался.
- Бери наши корабли, князь, - донёсся до него чей-то шёпот. - Возвращать не надо. Если хазары тебя победят, у тебя их всё равно не будет. Если победишь ты, оставь этот подарок себе…
Симбик и не заметил, как оказался на высоком берегу, и сверху было видно множество небольших лодей, уткнувшихся в прибрежный песок, на которые поднимались воины с красными щитами в остроконечных шлемах.
- Ой, кто это там? - Маша толкнула в бок Симбика. - Там нет дедушки моих дедушек?
- Может быть, и есть, - ответил Симбик и распахнул Волшебную книгу.
На раскрытой странице начли проступать светящиеся в полумраке буквы:
"Впервые русские появились в Среднем Поволжье в X веке. Это были купцы и воины княжеских дружин. Местное население помогало киевскому князю Святославу в войне против Хазарии. После присоединения к России Казанского ханства в 1552 году, здесь начали появляться русские поселения, а вскоре были потроены города и засечная черта для защиты от набегов кочевников, с юга и востока".
- А местное население - это, наверное, мои предки, - заметила Алсу. - А про них тут что написано?
Прежняя надпись на странице тут же стёрлась, и появилась новая:
"Предки поволжских татар называли себя "булгары". Процветающее и сильное Булгарское царство просуществовало почти до середины XIII века, когда пало под натиском монгольской орды Чингиз-хана. Прошли годы, и завоеватели растворились в покорённом народе, приняв его язык, обычаи и культуру. Но осталось название, которое они принесли с собой - татары. Так называлось одно из монгольских племён, обитавших юго-восточнее озера Байкал".
- Значит, мои предки тут поселились раньше твоих, - обратилась Алсу к Маше.
- А может, мои - ещё раньше?! - вмешалась в разговор Силиса. - Посмотри, пожалуйста!
Симбик посмотрел с обрыва вниз и увидел, что ладьи уже отчалили от берега и начинают двигаться вниз по течению, а значит, можно уже не бояться оказаться замеченными.
"Предки чувашей пришли из Центральной Азии, отделившись от народа хунну. Сабиры (или сувары), постепенно продвигаясь на запад, достигли Среднего Поволжья в конце VII века. Современные чуваши - потомки племён, населявших северные земли Волжской Булгарии, пришедших в эти места задолго до возникновения Булгарского государства. В русских летописях первое упоминание о чувашах относится к 1551 году…"
- Я же говорила! - воскликнула Силиса.
Алсу хотела что-то возразить, но тут вмешалась Талина:
- Не спорьте! Ещё про моих предков надо узнать! - Она заглянула в волшебную книгу, и надпись тут же сменилась.
"Городецкие племена, предки мордвы, жили в междуречье Оки, Суры и Средней Волги с раннего периода Железного века. Уже тогда они занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, умели плавить железо, делали из него оружие и орудия труда. Впервые о мордве написал в своей книге готский историк Иордан в 551 году..."
- Вот! Это же целых полторы тысячи лет назад! А Железный век, да ещё и ранний, - это вообще давным-давно было!
- Ну, о тех временах вообще точно никто ничего не знает, - возразила Маша.
- А может, кто-нибудь из моих предков ещё раньше сюда заглядывал, - сказала Алсу.
- А может, мой! - не уступала Силиса.
Становилось шумно, а Симбик не хотел привлекать постороннее внимание. К тому же, ему самому было интересно, кто из девочек прав. Узнать, как всё было на самом деле, был только один способ - отправиться ещё дальше в прошлое. Он попросил всех быстренько сесть в Машину, и мимо вновь начали проноситься века.
Машина времени остановилась на краю густого леса, а из-за холма доносились тяжёлый топот и чьи-то громогласные вопли. Вскоре показался огромный зверь, похожий на слона, только обросший густой рыжеватой шерстью. За ним толпой неслись странные существа, похожие, скорее, на обезьян, чем на людей, и швыряли в него булыжники, попадавшиеся по дороге.
- Ой, я знаю - это мамонт! - воскликнула Маша.
- А это неандертальцы, пещерные люди, - сообщила Алсу, у которой всегда были пятёрки по истории.
- А они какие - русские, татарские, чувашские или мордовские? - спросила Силиса.
- Неандертальские они, - ответила Талина.
Симбик тут же попросил Машину отправить их всех домой, пока мамонт и пещерные люди не затоптали путешественников во времени. И теперь, когда они возвращались назад, никто уже не спорил о том, чьи предки поселились здесь раньше всех.